18 сентября – 30 ноября 2024
Проект «Свет фресок Дионисия – миру»
Выставка фотохудожника Юрия Холдина
Лекции, экскурсии, комментарии искусствоведа Екатерины Даниловой
Организаторы: Культурно-выставочный центр «Башня» при Храме Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и Фонд «Фрески Руси»
Адрес: Волоколамское шоссе, 71А
Зал работает: с 11.00 до 19.00 со среды до воскресенья
18 сентября 2024 года в 18.00, в Культурно-выставочном центре «Башня» в Москве в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру» состоится открытие авторской выставки фотохудожника Юрия Холдина и искусствоведа Екатерины Даниловой
«ФЕРАПОНТОВО. ТЕРРИТОРИЯ ДУХА».
В режиме предпоказа выставка уже доступна с начала сентября.
Выставка приурочена к 70-тилетнему юбилею Юрия Холдина (15.08.1954-29.07.2007). За последние 9 лет – это самая масштабная выставка известного проекта, на ней представлено более 160-ти работ мастера фотоискусства.
Фрески Ферапонтова монастыря – вершинное явление русского искусства конца XV века. Оно универсально по своему значению для истории всей мировой культуры. Непревзойдённый уровень его исполнения ставит имя Дионисия в один ряд с именами его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, равно как и его современников — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Единственное, в невероятной полноте сохранившееся творение Дионисия, засвидетельствованное им самим, было создано через два десятилетия после падения татаро-монгольского ига, когда при Иване III вокруг Великого Московского княжества шёл процесс объединения разрозненных русских земель. Времени становления и укрепления Российского государства сопутствовал небывалый подъём национального самосознания. Духовное укрепление Руси, ощущавшей себя наследницей церковно-государственных традиций Византии, сопровождалось в искусстве поисками образов красоты святости, нашедшими наиболее выразительное воплощение, прежде всего, в творчестве Дионисия.
Проект «Свет фресок Дионисия – миру», позволяет увидеть это знаменитое творение великого иконописца глазами фотохудожника Юрия Холдина не в далёкой вологодской
глубинке, а в Москве, где сегодня любая находка единичных фрагментов фресок, к созданию которых мог быть причастен Дионисий, считается уже невероятным событием. Каждая новая выставка проекта даёт возможность рассмотреть образы Ферапонтовского собора Рождества Пресвятой Богородицы в ракурсе недостижимом в месте обитания самого оригинала. Опыт столь сокровенного соприкосновения с образами Дионисия бесценен, поскольку такие значительные произведения требуют не туристического знакомства в условиях, ограничивающих возможность приближения к требующему бережного сохранения стенописному шедевру, а более серьёзного внимания к осмыслению наших художественных и духовных корней.
Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок… Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин, который в середине 1990-х оказался в Ферапонтово впервые и, потрясённый в первозданности сохранившимся шедевром, стал думать, как показать людям то, что открылось ему там, в созерцательной тишине — «глаза в глаза».
Знаменательно, что такой проект появился в России в годы церковного возрождения 1990-х-2000-х годов. Время горячего обращения общества к забытой традиции, к разрушенной православной культуре, породило особое подвижничество. Юрий Холдин, как писали после его трагического ухода в 2007 году, вошёл в историю Церкви, в историю искусства как человек необычайного горения духа, долгие годы создававший известный и очень масштабный проект без какой бы то ни было поддержки, своими силами. Уникальный 12-летний труд фотохудожника в среде, привыкшей к понятию «фотофиксация», не знакомой фотографией как высоким искусством, долгие годы не был воспринят и делался вопреки отсутствию понимания
Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. В найденном художественном ключе Холдин решил все 300 композиций Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и у листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цветоколористическое пространство собора. В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от встречи двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.
В рамках выставки будут проводиться авторские экскурсии. Начало по субботам и воскресеньям в 14.00, в остальные дни по дополнительной договоренности.
Запись на лекции-экскурсии через сайт www.dionisy.ru или по тел.8-910-426-81-45 (можно оставлять sms-заявки на WhatsApp, Telegram, указывая имя, день и количество человек).
2024 © Храм преподобного Василия Исповедника (Московский Патриархат)